Мой первый FKT — Trans Crimean Mountains.

Предисловие.

Моя первая поездка в Крым, впрочем как и всё, что я делаю в последнее время, была спонтанной. Ну почти. Сколько себя помню, всегда хотел побывать в Крыму и в Севастополе. Потребовалось почти полвека, чтобы осуществить желаемое. И не просто побывать, но и сделать FKT. Однако, обо всём по-порядку.


В трейлраннинге я года этак с 2014. По крайней мере, в том году я пробежал свой первый официальный трейл. И всё шло хорошо, пока не грянул 2020 год. Соревнования отменялись одно за другим, а в новостной ленте, всё чаще стали мелькать события, связанные с FKT — Fastest Known Time (Самое Быстрое Известное Время). Меня это явление заинтересовало и я решил копнуть тему поглубже, после чего на 100miles.ru вышла целая серия материалов по данной тематике:

Ну и конечно же, мне захотелось попробовать свои силы в этой народной забаве. Границы на то время были закрыты, впрочем они и сейчас далеки от состояния 2019 года, поэтому вопроса, в какой стране делать FKT, не стояло. Появился прекрасный повод узнать свою страну чуточку ближе. Удивительно, но в то время, пока во всём мире FKT переживал бурный рост, Россию данный тренд не коснулся от слова совсем. На данный момент у нас зарегистрировано всего 13 маршрутов и 9 FKT. Из всех маршрутов, больше всего мне понравился Trans Crimean Mountains. Почему?

Ну, во-первых, потому что в Крыму, а там я не был, во-вторых, потому что линейный и в-третьих, потому, что много раз читал про многодневку CXR, и было интересно посмотреть, за что же её так хвалят (часть маршрута TCM проходит по трассам CXR). Маршрут разработан Яковом Френклахом при поддержке Андрея Пивень. Отчёт о первом прохождении маршрута можно прочитать здесь. Кстати, только у этого российского маршрута, зарегистрированного на сайте fastestknowntime.com теперь есть две записи о прохождении.

Сборы были недолги.

Хотелось побыть в Крыму максимально долго. Майские праздники идеально вписывались в план, а в промежутке взял на работе отпуск. В итоге у меня получилось 10 дней. Билеты купил за месяц, собирать рюкзак начал за день. Тягаться в скорости с молодыми спортсменами мне было не вариант, поэтому я выбрал категорию unsupported (без поддержки), а это значит, что никакой помощи, никакой еды и воды из коммерческих источников. А значит рюкзак нужен побольше, чем обычный трейловый. Взял на 37 литров, благо есть из чего выбрать. По итогу рюкзак весил 7,5 килограммов (без воды), а список экипировки выглядел следующим образом:

  1. Рюкзак Lowe Alpine 37 л
  2. Утеплённые штаны
  3. Дождевик из Decatlon
  4. Бич-коврик ( 4 мм)
  5. Фуфайка (логслив)
  6. Фуфайка (термо)
  7. Жилет на синтепоне Uniclo
  8. Майка с коротким рукавом
  9. Тонкая олимпийка
  10. Кепка + панама + бандана (тёплая шапка будет нелишней)
  11. Штаны 3/4 (для ориентирования)
  12. Компрессионные гетры
  13. Носки (3 пары)
  14. Сумка-напузник
  15. Большой полиэтиленовый пакет (в рост)
  16. Термоодеяло
  17. Палки Pioneer (углепластик)
  18. Солнцезащитные очки
  19. Часы Garmin 920 XT
  20. Фонарь Skillhunt H03
  21. Аптечка (эластичный бинт, спортивный платырь, Нурофен, активированный уголь, антибиотики, Боро +, аэрозоль от клещей)
  22. Гидратор на 1.5 литра + 2 бутылки 0,6 литра
  23. Аккумуляторы общей ёмкостью ~ 20000 mAh
  24. Кроссовки La Sportiva Mutant

Питание:

  • 12 гелей SiS — 87 ккал х 12 = 1044 ккал
  • 12 протеиновых батончиков Forsis 20% (40 г) — 175 ккал х 12 = 2100 ккал
  • 5 пачек сырокопчёных колбасок — 516 ккал х 4 = 2 064 ккал
  • Изотонические таблетки Isostar — 10 х 43 ккал = 430 ккал
  • Половинка багета ~ 500 ккал

Поехали.

Перелёт до Симферополя ничем особенным не запомнился (кстати, углепластиковые палки авиакомпания S7 пропускает без проблем, и маленькие перочинные ножи тоже). Понравился аэропорт — красивый просторный и современный. Прямо в аэропорту можно купить билет на автобус в любую точку Крыма. Автостанция находится справа, в метрах ста от выхода. До Судака доехал за 2,5 часа. Оставил вещи в хостеле и бегом на набережную. Людей немного, не сезон, но подготовка идёт вовсю. Побродил по набережной, потом отправился на развалинам Генуэзской крепости. Всё. Больше в Судаке смотреть не на что. Сам городок как после бомбёжки: улицы неосвещены, асфальт клали в последний раз в прошлом веке.

День первый.

Судак — Генуэзская крепость — Сокол — Новый Свет — Веселовская бухта — Морское — Зеленогорье — Караби яйла. (58,24 км/3204 м+)

После хорошего завтрака (входил в стоимость хостела) и пятидесяти граммов коньяку, по случаю Дня международной солидарности трудящихся (такое вот крымское гостеприимство) отправляюсь на место старта. Набережная, время 9.30, пора. Прохожу мимо крепости, дорогу перебегает чёрная кошка, подумалось, что на удачу. Далее поворот с дороги в сторону Сокола, прощай цивилизация.

Иду по гармину, периодически заглядываю в телефон, у меня там уже не первый год живёт програмка GPX Viewer, трек залил предварительно, пришлось конвертировать, тот, что с сайта FKT идёт из Балаклавы в Судак, а мне строго наоборот. Программа очень лёгкая и удобная, в PRO версии может писать трек. Пожалуй придётся раскошелится. Кроме того, первые 2 дня я запускал на телефоне GPS Logger. Как оказалось, прога безбожно врала. Несостыковки по расстоянию на часах и в программе доходили в день до 10 километров. Возможно это случилось из-за конфликта с одновременно запущенным GPX Viewer. Возможно не смогли поделить GPS данные, не знаю. Позже я смотрел, что записала эта прога, оказалось очень много прямых, как буд-то не было сигнала от спутников.

В начале мая солнце палит нещадно, запасайтесь солнцезащитными кремами. Очки тоже пригодятся, солнце очень яркое. Далее трек два раза выводит к морю. Дорога идёт вдоль пляжей. Справа заброшенные/недостроенные отели. Самый нудный участок за весь маршрут — Морское — Зеленогорье. Грунтовая дорога вдоль виноградников. Скучно.

Из интересного за день — вид на Генуэзскую крепость со стороны Сокола, посёлок Зеленогорье, каскад Арпатских водопадов, говорят что летом они пересыхают, на начало мая вода ещё есть, но немного.

В ночи оказался на Караби яйле. Останавливаюсь в одной из огромных воронок, разбросанных по поверхност яйлы. В полиэтиленовый мешок вставляю коврик, натягиваю всю одежду, что есть, рюкзак под голову, спать. Ночи наверху холодные, так что хорошо выспаться не удаётся: сон поверхностный, периодически колотит от холода.

День второй.

Караби яйла — Такья-Тепе — родник Ай-Алексий — водопад Джур-Джур — водопад Джурла — Южная Демерджи — Аленга — перевал Джурла — Эльх-Кая — Буковая поляна — Ангар-Бурун — Эклизи-Бурун — Изобильное (51,25 км/2519 м+)

Утром потеплело. Не вставая завтракаю, чем бог послал: гель, протеиновый батончик, немного колбасы, кусочек хлеба, вода. Забираюсь на Такья-Тепе и вниз. Оказалось, что до нормальной стоянки я не дошел всего 5-6 километров. Рядом с родником Ай-Алексий полно места где можно бросить кости и значительно теплее. Склон покрывает сухой лес, достаточно одной искры и всё вокруг вспыхнет как спичечный коробок.

Из того что запомнилось — водопад Джур-Джур и скальные образования Южная Демерджи и Аленга, вид на море и Алушту, памятник крымскому троллейбусу на Ангарском перевале. Пожалуй один из самых красивых отрезков на маршруте.

По дороге познакомился с Валерием Шаниным. Оказалось знаменитость, и даже в википедии есть. Его маршрут был значительно длиннее моего. Он шёл из Керчи по Крымской тропе уже дней десять. В руках тренога с фотоаппаратом, на плечах тяжёлый рюкзак. Перекинулись парой фраз и разошлись. Фото его крымского похода можно посмотреть у него на страничке в VK. Ночёвка на поляне, рядом с грунтовкой, не доходя до Изобильного. Было не так холодно, но все-равно спалось не очень.

День третий.

Изобильное — Азиз Девлет-Баба — родник Ак-Чокрак — поляна Дипло — Куш-Кая — Роман-Кош — Гурзуфское седло — Святилище тавров — Беседка ветров — где-то в окрестностях Ялты (50,76 км/2414 м+)

От Изобильного опять пошёл набор высоты. Кругом красивый лес. Далее плато, местами лежат редкие островки снега. Подъем на Роман-Кош абсолютно невыразительный, впрочем как и «вершина». Наверху куча камней и крест. Здесь, в 1966 году, был также установлен бюст Ленина, но в нынешних реалиях ему места не нашлось, вандалы разрушили памятник,остался только постамент. Вдоль тропы периодически встречаются предупреждающие таблички, о том, что под землёй проложена газовая труба. А так и не скажешь. Удивительно, как её затащили на такую верхотуру.

Во второй половине дня в районе Беседки ветров погода начала капризничать. Подул сильный ветер и сверху стало накрапывать. С помощью универсальной молитвы дождь удалось купировать, а после того как я спустился с горы, пропал и ветер. Заночевал у дороги на маленьком пятачке, прямо на тропе.

День четвёртый.

где-то в окрестностях Ялты — Боткинская тропа — водопад Верхний Яузлар — т/с Бойка — вид на Большой каньон — водопад Серебряные струи — Юсуповский пруд — Каменный поворот (31,55 км/1936 м+)

«Ты живой? А? — в поверхностный сон врывается громкий голос. — Живой?». Открываю глаза. Неподалёку стоит мужик и опасливо глядит в мою сторону. Ещё бы. На полянке в полиэтиленовом пакете лежит бездвижное тело, рядом разбросаны вещи. «Да-да, живой я, живой».

Пожалуй самый бестолковый день в плане расстояния. На Боткинской тропе жёстко тупанул. Потерял тропу, забрался куда-то наверх, на спуске оказался в мешке, ни вверх, а если вниз, то без рюкзака. Скинул рюкзак, в надежде, что его удержат жиденькие кусты, что росли ниже. Спустя мгновение рюкзак кувыркаясь и подпрыгивая умчался куда-то вниз, оставив мне пакет и две пустые бутылки. Спустившись на тропу, опрашиваю свидетелей полёта. «Да, пролетал, в кулуар ушёл, метров семьдесят отсюда, только ты забудь, там без верёвки делать нечего». «Ага, забудь. Там деньги и документы». Операция по спасению рюкзака отняла довольно много сил и времени. Обошёлся без верёвок. Недаром же меня родители с 2-х лет в горы таскали. По сравнению с горами Таджикистана, Крым больше похож на детскую песочницу.

Боткинская тропа красивая. Очень много людей. Наверху очень переменчивая погода, к вечеру там кучкуются облака и дует сильный холодный ветер. В ночи опять туплю в районе водопада Серебряные струи, с трудом, но выхожу на нужную тропу, к концу дня голова отказывается работать. Ночевка в районе Каменного поворота, там удобная поляна для привала.

К концу похода отработана идеальная схема ночёвки. Надевается всё что можно надеть, вокруг ступней оборачивается майка, сверху пакет из «пятёрки». Коврик, серебристой стороной наверх!, кладётся на полиэтилен, сверху оборачиваюсь спасодеялом.

День пятый.

Каменный поворот — Ат-Баш-Богаз — Миэссис-Богаз — Кастропольская стена — Балчик-Кая — Форосский Кант — Байдарские ворота — Набережная Балаклавы (68 км/2586 м+)

Проснулся пораньше. Еды, расчитанной на 4 дня, практически не осталось, зато рюкзак стал легче. Небольшой перекус и вперёд. Сегодня всё закончится. В районе Чёртовой лестницы пропадает сигнал GPS, похоже стоит глушилка. Спускаюсь вниз, понимаю что ушел не туда, поднимаюсь, выхожу на Большую Севастопольскую тропу. Трек ведёт по гребню, красивые виды на море, местами приходится откладывать палки в сторону и помогать руками, встречаются технически трудные участки. К вечеру оказываюсь на пересечении с Южнобережным шоссе.

Последние двадцать километров оставили самые негативные воспоминания. Тропа, ведущая к Балаклаве покрыта мелкой глиняной пылью, ноги постоянно скользят, того и гляди загремишь в обрыв, видно, что места хоженые-перехоженые. Где-то внизу мерцают огни. Спускаясь с Аскети падаю три раза, ноги скользят на пыли. Возможно, если бы я оказался там в дневное время, у меня бы сложилось другое впечатление, а так, не осталось ничего кроме чувства досады.

Дохожу до асфальта. Дорогу перебегает чёрная кошка. Почему-то мелькнула мысль про закрытый гештальт. Прохожу вдоль пустынной набережной, часы сигналят, что я на месте, время 3.27. Есть рекорд ! Никаких эмоций. Хостел на расстоянии 100 метров. Быстрое оформление и спаа-а-ать.

После финиша у меня осталось пять дней в Крыму. Была Ялта, был Севастополь, были знакомства и встречи, но это уже совсем другая история.

Эпилог.

Если в путешествиях вы ищите одиночество и дзен, то на Trans Crimean Mountains вы их точно не найдёте. На маршруте довольно многолюдно. Часто встречаются группы в составе от пяти до десяти человек. Сам маршрут неоднородный. Первая половина менее техничная, во второй половине чувствуется трейловая составляющая.

Наверху растительный мир небогат — трава и редкие россыпи цветов. Из животных встретил лис, ежей, зайцев. Видел кекликов. В лесах много птиц, поют как в раю :). Клещей не встретил, хотя Артём Щёболев, брат-трейлраннер, с которым я познакомился в Балаклаве и который бродил до этого по Крыму уже неделю, сказал, что он снимал с себя клещей пачками. Похоже места надо знать.

Изначально я планировал пройти маршрут без питания, но в последний момент понял, что это сильно увеличит время на дистанции, а то и вовсе сделает её прохождение невозможным. В итоге по калориям получилось ~ 1300 ккал в день, что в принципе оказалось вполне достаточно, учитывая, что я всё время был в аэробной зоне и ниже.

Регистрация FKT заняла у меня двое суток, причём дело вовсе не в сложном оформлении рекорда. Оплата на сайте организована через PayPal, так что пришлось сутки ждать подтверждение со стороны платёжной системы.

У меня прохождение Trans Crimean Mountains (232 км/12350 м+) заняло 4 дня и почти 18 часов. О чём есть запись на сайте fkt. А сколько времени это займёт у вас? 😉

Этот FKT я посвящаю Алисе, моей младшей дочке. В 2019 году она сильно заболела. Почти год она боролось с болезнью и смогла выйти победителем в этой страшной схватке.
Живи долго, дочка, и не болей!

Больше историй на Telegram канале Беспечный трейлраннинг

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *