История создания Rim to Rim.

Ежегодно 6 миллионов человек совершает паломничество в национальный парк Гранд-Каньон, для того, чтобы увидеть своими глазами этот удивительный природный феномен, одно из чудес света, и пройти его от Края до Края (Rim to Rim — R2R). Пересечение каньона — народная американская забава, длиной в 130 лет. Сегодня, если вы собираетесь пересечь Гранд-Каньон у вас есть выбор: вы можете пересечь его либо с Южного края, либо с Северного. Старт с юга более распространён, кроме того с юга у вас есть выбор: спуститься тропой Bright Angel Trail из посёлка Гранд-Каньон, либо избрать менее хоженый путь — South Kaibab Trail. Это основные тропы, их ещё называют «коридорными», по ним ходит основная масса посетителей и караваны мулов. На сегодняшний день в конце каждого спуска есть отдельный (Черный и Серебряный) мост через реку Колорадо.

Глоссарий.

Bright Angel Trail (Тропа Светлый Ангел) — пешеходная тропа, берёт начало начало в посёлке Гранд-Каньон на южном краю Гранд-Каньона.
South Kaibab Trail (Тропа Южный Кейбаб) — пешеходная тропа, начало расположено восточнее BAT, рядом с обзорной площадкой Yaki Point.
North Kaibab Trail (Тропа Северный Кейбаб) — туристичекая тропа, берущая начало на северном краю Гранд-Каньона
все три тропы ведут вниз, на дно каньона, к реке Колорадо
Grand Canyon Village — посёлок на краю каньона (полностью ориентирован на туризм)
Phantom Ranch — отель, расположенный у реки, сооружен в 1922 году
Indian Garden — лагерь для туристов. На протяжении веков коренные американцы сезонно заселяли «Индейский сад». Они обрабатывали ровные участки земли, пригодные для посадки культурных растений. Близлежащие пещеры индейцы использовали в качестве укрытия от непогоды и нападений неприятеля.

Карта R2R
Профиль R2R

В 1890 году в тех местах не было ни Phantom Ranch, ни посёлка Grand Canyon Village. Немногочисленные старатели для спуска к реке использовали узкие индейские или звериные тропы. Толчком для создания тропы Rim to Rim послужили два фактора: жажда наживы с юга и поехавшая крыша с севера. Туристическая составляющая появилась несколько позже. Но, обо всём по порядку.

Создание Bright Angel Trail.

Верхняя часть Bright Angel Trail, изначально была маршрутом, по которому хавасупай ходили в то место, которое позже стало называться Indian Garden. Это примерно на полпути вниз к реке и на 1000 метров ниже края. Именно там, в 1887 году некий Ральф Камерон, будущий сенатор США от Аризоны, проводил геологоразведочные работы и посчитал, что нашел медь и золото. Так что единственной на тот момент целью строительства тропы, было использование её при проведении горных работ. Работы начались 24 декабря 1890 года. Чтобы довести тропу до ума потребовалось 12 лет и 100000 долларов. В разгар работ количество рабочих доходило до 100 человек. А тогда, к концу 1891 года, после двух месяцев труда и затрат в размере 500 долларов, была создана узкая тропка, ведущая в Indian Garden.

По легенде, красивая девушка поселилась в тех местах, старатели часто встречали её на тропе. Однажды она исчезла и больше её никто не видел. Внешностью она походила на ангела, поэтому и тропу и назвали в её честь — Тропа Светлого Ангела.

Более-менее приспособленной для туристов тропа стала к 1900 году. В 1902 году из Уильямса до Гранд-Каньона дотянули железную дорогу, где на тот момент располагалась небольшая временная гостиница, в которой могли разместиться 35 человек. Тех, кому повезло меньше, размещали в палатках. Туристов спускали вниз на лошадях и мулах до Indian Garden, где они могли побродить по окрестностям и пообедать. С 1903 года тропа стала платной, в результате судов собственность на нёё переходила из рук в руки.

Разработка в Indian Garden

В 1903 году Ральф Кэмерон пришел к соглашению с племенем хавасупай, которых начали выселять с насиженных мест начиная с 1882 года, о том, что он может организовать на их землях лагерь для туристов, после чего подал несколько заявок на добычу полезных ископаемых. Сначала у него было семь палаток, столовая и телефонная линия к южному краю. Свой лагерь он называл «Лагерь в индейском саду Кэмерона». В 1912 году Кэмерон продал 35 горнодобывающих предприятий возле Indian Garden за пять миллионов долларов инвестору в Пенсильвании. Инвесторы намеревались разместить на этой территории мукомольные предприятия и построить электростанцию. Но сделка сорвалась. К 1917 году место превратилось в помойку и весь район был завален мусором. Национальный парк тогда еще не взял под свой контроль эту территориию, и несколько лет она оставался мусорной свалкой.

Indian Garden

Создание North Kaibab Trail.

В 1902 году Эдвину «Ди» Вулли (Edwin “Dee” Woolley), лидеру мормонов в Канабе, было видение, в котором ему было сказано о том, что он должен соединить северный и южный края Гранд-Каньона. Не откладывая в долгий ящик он приступил к реализации своих галлюцинаций. Вулли организовал компанию “Grand Canyon Transportation Company” в 1903 году и обратился в округ с ходатайством о создании платной дороги от Северного края вниз к реке Колорадо. Работы началась в 1903 году. Неровная тропа зигзагами спускалась по крутому гребню. Тропу назвали … да, Bright Angel Trail, аналогичное название уже использовалось для тропы на южной стороне каньона.

В 1904 году Уильям У. Басс (William.W. Bass) ходатайствовал об организации почтового маршрута с использованием троп Bright Angel для доставки почты в Райан, шахтерский городок, который существовал недалеко от современного озера Джейкобс. В 1905 году Вулли получил разрешение лесной службы на строительство дороги North Rim (Северный Край), но она не могла быть платной. Кроме того, он получил право основать лагерь недалеко от устья ручья Bright Angel Creek,и который располагался на полмили ближе к реке, чем нынешний Phantom Ranch. Вулли надеялся, что это станет туристическим лагерем.

Зять Вулли, Дэвид Д. Раст (David D. Rust) присоединился к компании в 1906 году. Он стал управляющим над группой рабочих, которые день за днем долбили кирками породу на крутых склонах. К концу года от Северного края до реки Колорадо была проложена относительно проходимая тропа. Рабочие отпраздновали событие, окунувшись в реку. Лагерь построенный рядом с берегом получил название Лагерь Раста (в дальнейшем переименован в лагерь Рузвельта). Раст и его команда занялись благоустройством лагеря: были выкопаны оросительные каналы, посажены тополя.

Лагерь Раста

Через реку.

В 1905 году началось строительство канатной переправы длиной 150 метров, которая позволила переправлять через реку не только людей но и лошадей. В октябре 1906 года работы были завершены. Охотники начали использовать её, чтобы добраться до Северного края. По какой-то причине канатный паром проработал недолго. Чтобы привлечь больше туристов в лагерь, в 1907 году Вули и Раст построили канатную дорогу. Она находилась неподалёку от нынешнего Черного моста. В качестве движителя в начале использовалась конная тяга, позже, в 1909 году, был установлен бензиновый двигатель. Канатный трамвай был главной достопримечательностью каньона, но оператор там находился не на постоянной основе. Большинство посетителей не осмеливались управлять им, и возвращались обратно на южный край. Позднее были построены ещё с десяток подвесных канатных дорог, которые впрочем служили не очень долго.

Канатный трамвай.

Двойные переходы.

Первый известный двойной переход был совершён в 1891 году. Дэн Хоган и Генри Уорд пошли по грубой шахтерской тропе, пересекли реку и проложили себе путь с юга на север ,а затем вернулись тем же маршрутом. Осенью 1905 года двое мужчин из Альбукерки, совершили двойной переход от Южного края, чтобы отправиться на охоту на крупную дичь в лесу на Северном берегу. Они назвали это «очень приятной прогулкой и настолько успешной, насколько можно было пожелать». Также в 1905 году большая группа охотников, в которую вошли руководители города Уильямс, перебралась на Северный край, чтобы поохотиться. В компанию вошли 14 верховых и вьючных животных, которые переплыли реку. Чтобы перевезти всё необходимое, лодку пришлось переправлять 57 раз.

Всё могут короли.

В 1913 году бывший президент Теодор Рузвельт (1858-1919) и его сыновья посетили лагерь Раста, проехав на канатном трамвае. Переправа через реку произошла во время страшной грозы, и все ужасно промокли. Когда они добрались до Лагеря Раста их никто не встретил. Под руководством двух скотоводов Рузвельт отправился с отрядом на охоту на Северный край, где несколько недель охотился на горных львов. В то время в каньоне проживало примерно 15 000 оленей-мулов и сотни львов. Были некоторые разногласия относительно того, имел ли Рузвельт надлежащее разрешение на охоту, но в Вашингтоне быстро предоставили специальное разрешение, объясняющее, что всё происходящее служит «для научных целей».

Теодор Рузвельт и охотничья группа на северном краю Гранд-Каньона. 1913 г.

Тропа South Kaibab и ранчо Phantom.

South Kaibab Trail у реки Колорадо. На фото виден деревянный мост.

Округ Коконино взял под свой контроль тропу Bright Angel в 1912 году, после того как истекли права Кэмерона на использование этой тропы в качестве платной дороги. Служба Национальных Парков (NPS) взяла на себя управление землями, прилегающими к тропе Bright Angel, в качестве национального парка в 1919 году. Примерно в это же время NPS построила деревянный подвесной мост. Мост снял проблемы по части безопасности, которые были у канатки построенной Растом. Однако непрекращающаяся юридическая борьба между округом и Службой Национальных Парков за контроль над тропой Bright Angel подвигла последнюю к строительству тропы Южный Кайбаб (изначально тропа называлась Yaki Trail).

В 1924 году две бригады начали прокладывать тропу между западной стороной мыса Яки и рекой Колорадо. Тропа была открыта 15 июня 1925 года. У туристов появилась бесплатная возможность добраться до ранчо Phantom. Общая стоимость строительства составила около 73000 долларов. Ранчо, спроектированное архитектором железной дороги Санта-Фе Мэри Элизабет Джейн Колтер, расположенное недалеко от лагеря Раста и напоминающее деревенское ранчо в пустыне, быстро стало популярным пристанищем для знаменитостей той эпохи. Курорт расширился и к 1930 году состоял из множества домиков, палаток, зала отдыха, бани и столовой.

Ранчо Фантом, приблизительно 1925 год.

Вторая жизнь Bright Angel.

Постройка Чернго моста близилась к завершению, когда в 1928 году округ Коконино уступил тропу Bright Angel Службе Национальных Парков. Администрация парка, столкнувшись с перспективой содержания двух маршрутов от края до реки на южной стороне каньона, решила полностью отказаться от тропы Яркого Ангела, но в конечном итоге признала ее ценность. Кроме того, тропа также обеспечивала доступ к ручью Гарден-Крик, источнику воды для первого трубопровода на южной стороне. В течение следующего десятилетия Служба Национальных Парков реконструировала и перестроила тропу Bright Angel по всей длине и создала новую тропу, соединившую ее с тропой Южный Кайбаб. Это 2,5-километровое звено, ныне известное как River Trail, было построено Гражданским Корпусом Охраны Природы при участии примерно 40 человек и 18 тонн взрывчатки. В конце 1930-х годов система коридорных троп была завершена. В дальнейшем инфраструктура системы претерпела несколько серьезных изменений.

Строительство River Trail.

Нашествие.

Поездки на мулах оставались основной формой отдыха по R2R до конца Второй мировой войны, когда «молодые люди, привыкшие к длительным прогулкам с рюкзаками», начали совершать дневные походы и ночевки в каньоне. К 1946 году регистрационные записи на тропах South Kaibab и Bright Angel показали, что количество туристов равнялось или превышало почти 10 000 всадников на мулах, спускающихся в каньон в год. В результате тропы стали настолько переполненными, что в 1947 году группы мулов, покидающих ранчо Phantom, были отправлены по тропе South Kaibab, чтобы избежать скопления туристов на более популярной тропе Bright Angel.

С ростом посещаемости парка с 665 000 в 1950 году до 1 168 000 в 1960 году трубопровод от Indian Garden до южного края перестал справляться с потребностями инфраструктуры в обеспечении водой. К началу 1960-х годов возникла критическая нехватка воды, и началось строительство трансканьонного трубопровода, который в наши дни доставляет воду в более развитую область на юге из Роаринг-Спрингс, расположенного почти в 8 км вниз по тропе North Kaibab.

Схема трансканьонного трубопровода.

Строительство приближалось к завершению, когда в 1966 году, крупное наводнение разрушило трубопровод. Реконструкция началась на следующий год, и к 1970 году вода из Роаринг-Спрингс перекачивалась в резервуары для хранения на обоих краях. Трансканьонный трубопровод был самым значительным дополнением к инфраструктуре маршрута с 1930-х годов. Он подал очищенную воду посетителям в различные точки вдоль троп North Kaibab и Bright Angel, а также привел к строительству еще одного подвесного моста на километр ниже по течению от Черного моста. На данный момент трубопровод сильно устарел и требует реконструкции.

В 2016 году NPS выпустила фильм, где в том числе рассказывется как работает водоснабжение R2R, история строительства и много других интересных вещей.

Серебряный мост.

Новый Серебряный мост, построенный для трубопровода через реку Колорадо, также помог разгрузить Чёрный мост. К 1970-м годам туризм в Гранд-Каньоне стал на столько популярным, что тропы и кемпинги были переполнены. Периодически на ранчо Phantom собиралось от 800 до 1000 отдыхающих, которые занимали палаточный лагерь, на площади которого могло расместиться с комфортом максимум 75 человек. Рост популярности был настолько резким, что в 1974 году были созданы офис, система бронирования и первый план управления территорией парка.

Расцвет приключенческих видов спорта.

В последние годы количество людей, участвующих в таких активностях, как каньонинг, альпинизм и трейлраннинг в Гранд-Каньоне, серьёзно увеличилось. И хотя бег от края до края уходит корнями в 1960-е годы, именно с 2010-х NPS пытается решить вопрос с использованием маршрута в качестве места для проведения соревнований. В самом начале они проводились с одобрения администрации, но в последующие годы соревнования проводились вопреки правилам, установленным парком. 

В рамках этих мероприятий были установлены невероятные спортивные достижения и родились незабываемые истории, о которых будет рассказано в следующей части.

Jim Walmsley на тропе R2R.

Продолжение следует …

Основные материалы, использованнные в данном тексте находятся тут.

 

 

  •  
  • 1
  •  
  •  
  •  
  •  

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *