Эти страшные буквы — DNF

«Поверженный демон» художник Михаил Врубель

Каждый трейлраннер рано или поздно сталкивается с таким явлением как DNF (Do not finish). Сход с дистанции возможен по разным причинам. Это могут быть проблемы с ЖКТ, травма, акклиматизация … Наберётся с десяток причин, по которым возможен такой исход. «Элита» частенько выбирает DNF в случае, когда есть вероятность, что результаты гонки окажутся неблагоприятными для имиджа: «не на подиуме», не в десятке», для них это чревато проблемами с продлением контрактов и прочая. Но сейчас речь не о них. Что делать с DNF простому Иванушке? Независимо от того по какой причине произошёл сход, для многих сочетание этих трёх букв несёт в себе крайне негативный смысл.

Свой первый DNF я «заработал» в 2015 году на дистанции Ronda dels Cims (культовый 100-мильник среди узкого круга мазохистов-ультратрейла). За год до этого я успешно финишировал на дистанции Swiss Iron Trail-140 (в то время эта гонка у российских трейлраннеров была на слуху, и все повально ездили туда, как сейчас толпами едут на 100 Miles of Istria). Я упорно готовился к новой гонке, набирал беговые объёмы и на старте был полностью уверен в себе и своих силах. В то время я считал, что палки это читерство и отправилсяна старт на своих двоих. Итог был ужасен. Квадрицепсы были не готовы к ТАКОМУ набору/сбросу высоты. Уже в середине дистанции спуск вызывал невыносимую боль, будто в каждое бедро мне вонзили по кинжалу. Плюс ко всему я ни минуты не спал. На второй базе жизни (Margineda, 130 км) я принял решение сойти. Это было мощным ударом по моему ЭГО.

В тот момент я презирал себя и был дико подавлен. Я практически плакал. Это чувство не отпускало меня на протяжение долгих месяцев после. НЕУДАЧНИК, это слово засело в мозгу и давило страшным грузом. Неважно, что каждый год на этой дистанции сходит около 50% участников. Я неудачник и мне было очень жалко себя (своих амбиций и разрушенных надежд).

Ладно, если бы гонка мне не понравилась. Нет. Организация была безупречной. Невероятная природа, суровые и прекрасные горы, энергия и открытость добровольцев и болельщиков. Но … мой максимализм сыграл со мной злую шутку. Мне представлялось, что вся моя жизнь поставлена на карту, и я проиграл. Я умер.

фото Canadian Running Magazine

Время лечит и негативные эмоции постепенно ушли на второй план. После того как я смирился и принял своё поражение, включился внутренний Родион [Раскольников], «Могу ли я, или тварь дрожащая?» . Снова и снова в уме я пробегал дистанцию, анализировал, читал, экспериментировал и снова анализировал. Это стало навязчивой идеей. Я принял вызов и стал готовить ответный ход. Теперь я знал как устроены пункты питания, что из себя представляет проверка обязательного снаряжения, какие особенности ландшафта и трассы меня ждут. А с подоконника на меня одним глазом смотрела дарума с пустой глазницей, напоминая о заветной мечте.

В 2016 я снова отправился в Ордино, чтобы взять реванш. И я взял его. Правда это стоило мне 59 часов жизни, встречи с пограничным состоянием, практически полным разрывом отношений со своим другом, ссоры с близкими… Потом был 2017, 2018-й. С каждым разом я улучшал результат, но те уроки, что были получены в первые два года, я выучил хорошо.

Второй DNF я получил на MUT в апреле 2018. Всю зиму я валялся на печи и был реально не готов. Где-то на 90-м километре, когда оставался один подъём, мне сказали, что я «приехал» и к финишу меня отвезли на машине с ещё тремя парнями которые не уложились в контрольное время.

В этот раз всё было по другому. Да, было растройство в момент, когда объявили, что гонка закончилась и дальше меня не пустят. Но я был готов к такому сценарию. Тот первый DNF меня многому научил. С тех пор, на вопрос о предполагаемом времени финиша я всегда отвечаю — «Не знаю». Безусловно, подготовка к старту имеет огромное значение, мы все выходим на старт чтобы победить. Но всегда найдётся с десяток причин, по которым мы можем оказаться на финише не своим ходом.

автор неизвестен

Исследований на тему того, что испытывают бегуны на сверхдлинных дистанциях, и что в конечном итоге влияет на их работоспособность  не так уж и много.
Большая часть проведённых исследований, основывается на анкетах.
— Почему вы отказались от гонки?
— В чем была ваша самая большая проблема?
— Сколько километров вы пробежали на самой длинной тренировке?
Хотя ответы на эти вопросы дают представление о испытаниях и трудностях бегунов во время ультрамарафона, их полезность ограничена. Они являются интерпретацией, но не объясняют истиных причин схода.

Десяток причин + одна (%)*

1. Тошнота и/или рвота — 23,0
2. Превышение контрольного времени — 18,7
3. Другое — 12.2
4. Хроническая травма — 7.9
5. Травма во время гонки — 7.2
6. Недостаточная акклиматизация 7.2
7. Волдыри или мозоли на ногах — 5.8
8. Мышечные спазмы — 5.0
9. Боли в мышцах — 4.3
10. Изнеможение — 3.6
11. Болезнь перед гонкой — 2.9
12. Проблемы со зрением — 0,7
13. Слишком быстрое начало 0.7
14. Недостаточная подготовка — 0,7

Вы можете спросить, почему десяток, когда причин четырнадцать. Пункты «Превышение контрольного времени», «Боли в мышцах», «Изнеможение» однозначно можно отнести к «Недостаточной подготовке».

Самое удивительное, что этот пункт «Недостаточная подготовка» выбрали лишь в 0,7%!!! случаев. В сумме же эти причины составляют более 25%!

В этом году, когда меня везли на машине в Ager, я не испытал  ни подавленности, ни большого расстройства, лишь лёгкое разочарование и осознание того,что я был не готов. А ещё на ум приходила история одной американки, которая 5! раз не могла осилить Hard Rock100.

Везёт же людям!

фото Alexis Berg

* «Training Essentials for Ultrarunning» автор Jason Koop.

Больше новостей в группе «Беспечный трейлраннинг» в VK и Facebook

  • 4
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *