A Momentary Lapse of Reason или комбинат UTMB.

Коротко о характеристиках ультратрейла:

Время проведения, конец августа, начало сентября
Дистанция — 171 км, набор высоты 10,000 м
Старт и финиш в Chamonix
Средняя высота — 1870 м
5 пиков выше 2,400 м
Пунктов питания ~ 17 шт
Максимальное количество участников — 2537!!! чел
Контрольное время — 46,5 часа

Профиль (картинки кликабельны)

Карта

Официальный сайт на 5 языках

Предисловие.

По причине мне непонятной, поездка на UTMB проходила в состоянии A Momentary Lapse of Reason, поэтому некоторые события, описанные в отчете могут не совпадать с тем, что происходило на самом деле.

31 августа


ChamonixПогода пасмурная, весь день идет дождь. В 13.10 приходит SMS от организаторов, о том, что в связи с понижением температуры в горах, могут быть уточнения по проведению гонки. Настроение ниже плинтуса. Появилось надежда нехорошее предчувствие, что гонку отменят. Прохожу регистрацию. Стандартная процедура: проверка документов, выборочная проверка обязательного оборудования, мешок для заброски, майка в подарок. Желающих  бесплатно фотографировали на фоне баннера UTMB.

 

1 сентября (день старта)
Погода наладилась, но не сильно.
12.06 — SMS, старт переносится на 30 минут, исключены из маршрута Piramides Calcaires и Tete aux Vents,  набор высоты изменился с D+ 10,000 до 9,500, расстояние со 171 км до 167 км.
16.30 Сдаю заброску и начинаю нарезать круги по центру. За час до начала, захожу в стартовую зону. Зона не огорожена, на площади собралось огромное количество как спортсменов, так и провожающих. Элита заходит с другой стороны, для них отгорожена отдельная площадка.
Ведущие на нескольких языках как могут разогревают толпу. Всё это действо транслируется на экраны, размещённые на специальном постаменте и стартовой арке.

18.30 Старт. Ну всё. Погнали, картавенькие!
Сотню метров прохожу спокойным шагом, стартовая арка не может вместить всех желающих. Дальше не лучше. По бокам болельщики плотной стеной в 3 ряда, шум-гам, тарарам, хлопают в ладоши, крутят трещётки, дудят в дудки, звенят в колокольчики.

Chamonix — Les Houches — Le Delevret — Saint-Gervais (21км, D+ 900м, Hmax 1860м Птн. 21ч 30мин, Ranking-1328)


Это какой-то роадраннинг. Широкие асфальтовые сменяются щебёнчатыми или грунтовыми, но все же дорогами (иначе как прокачать такое огромное количество стартовавших) изредка срывается дождь. В Les Houches, через 8 км после старта пункт с водой, многие останавливаются. Пробегаю мимо.
Начинается подъем. Навстречу спускается живая Emelie Forsberg. Вот так встреча! Подбадривает участников -Bravo! Bravo!
Местами появляются узкие места, образуются пробочки, но терпимо. Сил много, темп средний, не заметил как взобрался на Le Delevret. Оттуда практически всё время идёт грунтовка, с травкой между колеями, вот по ней (по травке) я и побежал. Подошва на моих Xodus’ах способна на то, что другим не под силу, так что подскользнуться я не боялся и у меня была выделенная полоса. И если в Le Delevret я был 1502, то в Saint-Gervais я поднялся 174 пункта и был 1328.  На этом отрезке встретил 2-х чудиков: один в лиловом парике и сандалиях на босу ногу, второй в костюме Санты. Покидаю под звуки барабанного оркестра.

Saint-Gervais — Les Contamines Montjoie — La Balme — Refuge de la Croix du Bonhomme — Les Chapieux (50км, D+ 1855м, Hmax 2500м Сбт. 03ч 31мин, R-1194)


Пологий подъём сменяется более крутым, становится холодно,надеваю куртку поверх рюкзака. Воздушная прослойка, созданная таким образом, не даёт мне сильно промокнуть и замерзнуть, в отличие от тех атлетов, у которых куртка в облипку. Становится чуть-чуть посвободней, мы уже не бежим в 3 ряда, а выстраиваемся плотной змейкой. Попытки отдельных товарищей, пытающихся пойти на обгон и пробиться вперед, обречены.                                                                                                               

Les Chapieux — Col de la Seigne — Lac Combal (65км, D+ 1100м, Hmax 2500м Сбт. 06ч 56мин, R-1135)


Жёлтым на картинке отмечено изменение в маршруте, организаторы пустили нас в обход  Piramides Calcaires .Одной из характерных особенностью UTMB являются глиняные тропы. Бежать по ним достаточно мягко, стопа не страдает от острых камней.
На пути к Col de la Seigne начинается дождь, который ближе к вершине переходит в снежную крупу + сильный ветер. Наверху снег лежит ровным слоем, стараюсь не задерживаться. Бедолаги добровольцы, работающие на отметке, вот кому сейчас тяжело.

На спуске все происходит в обратном порядке: снег -> дождь -> можно жить. Светает. В долине рядом с ПП установлены 3 палатки с красными крестами на экстренный случай + павильон с едой и скамейки. Я уже в Италии.

Lac Combal — Arrête du Mont-Favre — Col Checruit — Courmayeur (78км, D+ 500м, Hmax 2500м Сбт. 09ч 51мин, R-1128)


Небольшой проход по гравийной дороге мимо озерца и снова подъем. Денёк обещает быть просто замечательным! Во всю светит солнце. По бокам предупреждающие таблички, о том, что идти необходимо строго по тропе, дабы не навредить окружающей природе. Слева открывается красивый вид на Mont-Blanc и окружающие его горы и ледники. Сзади рокочет вертолёт. В Col Checruit отведал прекрасных итальянских макарон и наконец-то увидел улыбку на лицах добровольцев. До этого я чувствовал себя в роли бройлерного цыпленка, встроенного в технологический процесс, а добровольцы выполняли роль работников птицефабрики, в обязанности которых входит сохранение поголовья. От этого ПП до Courmayeur идет довольно резкий спуск, местами выполненный в виде лестницы, асфальт только в самом конце. На подходе к базе жизни (БЖ), расположенной в большом спортивном зале, стоят ряды вешалок с забросками. Первый из добровольцев выкрикивает твой номер и к моменту достижения нужного ряда вешалок выдаётся пакет с твоими вещами. Захожу в зал, все места заняты. Устраиваюсь на полу, поближе к кухне. Сначала ем, потом начинаю заниматься остальным собой. Туалет, почему-то совмещённый с женским, обтираюсь влажным полотенцем, меняю фуфайку, кроссовки, мажу ноги, надеваю чистые носки, докладываю гели. Скоро сказка сказывалась, а у меня на всё про всё ушло 50 минут.

Courmayeur — Refuge Bertone — Refuge Bonatti — Arnouvaz — Grand Col Ferret — La Fouly — Champex Lac (120км, D+ 2350м, Hmax 2500м Сбт. 21ч 15мин, R-894)


Прохожу по Courmayeur, чуть поодаль от БЖ комментатор выкрикивает имена проходящих спортсменов, PavEEEl, затем с некоторым опозданием в спину Privet! Davay! Неожиданно женщина с ребёнком на руках кричит мне по-русски — Давай-Давай! -О! Наши в городе! Спасибо! Сразу как-то хорошо на душе стало :). Затяжной подъем, метров на 600, срывается дождь. Опять ПП (Refuge Bertone), да что же  это такое!!! я же только что поел ))). Одним из самых больших плюсов UTMB это частота и качество еды, не заголодаешь.  И в дорогу можно взять всяких там батончиков. После этого ПП идёт 12 км более-менее ровный участок. Где-то посередине вижу нашитый на рюкзак российский флаг. -Привет! Как дела? (это Артём) Пару километров иду за ним. Болтаем о том о сём. Это его первый 100-мильник.
Перед спуском в Arnouvaz вижу совершенно нереальную картину, в то время когда по мне молотит снежок, внизу распустилась радуга. Взрыв мозга, снег и радуга!? Ну да, понятно, там внизу, снег становится дождём.
В Arnouvaz быстренько перекусываю и вылетаю на улицу -Ого!, дождь превратился в ливень. Где-то на заднем плане мелькнула мысль, о том, что неплохо бы переждать непогоду в тепле, но для меня чем хуже, тем лучше + меньше конкуренция на тропе. К тому времени многие уже понадевали водонепроницаемые штаны, я же в своих 3/4 нейлоновых бриджах для ориентирования так и дошагал до финиша. Прощайте неженки, труба зовёт.  Эти 5 километров до Grand Col Ferret были для меня самыми трудными. Крутой замес из ливня и раскисшей тропы, заправленных сильным холодным ветром, вишенкой на торте был снег на перевале. Одежда почти сразу стала насквозь мокрой. Перчатки где-то глубоко в рюкзаке под курткой, доставать не вариант, замерзну ещё больше. Где-то на половине подъёма я начал рычать, из горла вырывались звуки, место которым в медвежьей берлоге. Ну напугал парочку попутчиков :), зато это помогло не сорваться в неконтролируемую дрожь, а ведь были и такие, у кого-то до самого Champex Lac зуб на зуб не попадал. Таких снимали с дистанции. После Grand Col Ferret начинается 17-тикилометровый пологий спуск. Тем, кто ещё только собирается бежать UTMB советую приберечь на него силы, можно здорово улучшить результат.

Champex Lac — La Giète — Trient (140км, D+ 1014м, Hmax 2050м Вскр. 02ч 29мин, R-854)


В Champex Lac меня встречает моя боевая подруга и по совместительству ангел-хранитель. Переодевает  во всё сухое, кормит и укладывает спать, 10 минут, подложив руки под голову, прямо на столе (на соревнованиях я принципиально не употребляю гели с кофеином и прочей гуараной, минимум колы, за весь 100-мильник  не более 5-6 чашек)

и даёт в дорогу горячего чая. На всё про всё уходит 50 минут. Мне пора. А она ещё час сушит мои вещи, чтобы в Trient у меня была сухая сменка. Спасибо тебе, мой друг, 50% того, что я финишёр это твоя заслуга :*! Первые 10 км после ПП я проспал на ходу, благо? опять асфальт. Немного взбодрил подъем.

Trient — Les Tseppes — Vallorcine (150км, D+ 756м, Hmax 2050м Вскр. 06ч 18мин, R-831)
Всё то же самое, что и на предыдущем перегоне. Кемарю в Valorcine 15 мин на раскладушке.

Vallorcine — Col des Montets — Flégère — Chamonix (167км, D+ 914м, Hmax 1800м Вскр. 11ч 31мин, R-865)


С удивлением узнаю, что до финиша осталось 18 км. Эй, так не договоривались! В мозгу засела цифра 8, а тут… Блин! Как всё надоело. Покачиваясь, выхожу в рассвет. Дорога идет мимо очередного природного парка, вдалеке из облаков вылезла какая-то вершина и сияет золотом на солнце. Красота. После 500-метрового набора начинается спуск (это как раз одно из изменений в маршруте, о котором предупреждали организаторы) но это не финишный спуск,  для него ещё рановато + последний ПП где-то наверху расположен, а его ещё не было.  Слева в тумане рокот вертолета, как они умудряются летать при такой видимости? А вот кого-то эвакуируют. На носилках неподвижно лежит человек, вокруг несколько спасателей. Носилки ставятся на велосипедное колесо, спереди и сзади по спасателю, таким нехитрым и небыстрым образом происходит транспортировка.
Дохожу до Flégère и начинаю медленный спуск. Где-то на середине начинает надоедать, что меня все обгоняют, зарубаюсь с одним японцем, и начинаю одного за другим делать тех, кто ещё недавно меня обогнал. Влетаю в Chamonix. Срываю свою порцию аплодисментов и вбегаю в финишный створ. Есть! UTMB done! 167.5 км за 41 час 01 мин 02 сек. 866-й из 1688 , DNF 849 в общем зачете, и 347-й из 710 в группе V1 H.

Лирика.

Про мои стадии UTMB
2015 — не готов*, нет возможности, хочу
2016 — готов, нет возможности**, хочу
2017 — готов, есть возможность, не хочу***

* 100мильники требуют серьёзной физической и моральной подготовки.
** для того, чтобы участвовать в лотерее (спрос превышает предложение) необходимо набрать за 2 года 15 баллов, участвуя в сертифицированных организацией ITRA забегах, которые проходят по всему миру, так же, место можно купить, цена вопроса 2000 евро.
*** к этому времени я понял, что из себя представляет трасса UTMB, порядок прохождения и атмосфера. Оказалось, что мне совсем не близки огромные толпы участников, комфортные альпийские тропы , плавный набор высоты и  рельеф.

Про подготовку
Говорят, что для того, чтобы пробежать ультру, надо встать с дивана. Я решил не вставать, но на на локте приподнялся.
Июль — 6 занятий (260 км)
Август — 6 занятий (230 км)
Набор высоты за месяц в среднем 11.000 метров. Всё.

Про житьё-бытьё
Из Geneva до Chamonix можно добраться на машине (аренда в аэропорту дорогая), на маршрутке ALPYBUS (заказ на сайте минимум за сутки, потом только по телефону), автобусе OIBUS или с пересадкой автобус-электричка. Для составления маршрута можно воспользоваться сайтом rome2rio. Т.к. UTMB не был моим основным стартом(основным был Ronda dels Cims, отчет можно почитать здесь), подготовкой к нему я занимался спустя рукава. В итоге, когда пришло время бронировать жильё, все хорошие варианты разобрали, а то что осталось, было неприлично дорого. В итоге мой выбор упал на городок Passy расположенный в 20 км от Chamonix. В Sallanches (8 км от Passy) я нашел прокат автомобилей, заказывал здесь. По дороге в Sallanches находится огромный Decatlon, в который стоит зайти. Сам Passy, находящийся в долине d’Assy, у реки l’Arve, входит в коммуну в Haute-Savoie. Население чуть более 10 тыс человек. Люди живут как лет 20 назад, никаких пришельцев и попрошаек, двери в квартиры никто не запирает, из построек в основном одноэтажные дома с участками, есть большой супермаркет Super U. Вообще сам городок и достопримечательности в окрестностях заслуживает отдельного рассказа. В дальнейшем я совсем не пожалел, что жил вдали от старта.

Про оборудование.
С каждым годом вещи всё больше умнеют, вот и фонарь уже можно запрограммировать, а часы превратились в компьютер и оборудование для навигации. На UTMB 2017 были организованы пункты замены батарей для фонарей пецл, а гармин предлагал зарядиться на БЖ и даже! менял ремешки.
Высокотехнологичные игрушки… они такие милые и такие… непрактичные.
Да, у вас в спортивном трекере после финиша появится ваш персональный трек, где вы сможете после, часами анализировать свою гонку. Да, вы будете видеть ваш темп и количество пройденных километров и сожженные калории в реальном времени, а ваш фонарь сможет реагировать и изменять яркость в зависимости от ситуации, вот только так ли необходимо это на 100мильнике?
По часам. Я несколько лет брал на соревнования свои гармин, сначала 910, потом 920. Первый можно было хотя бы подзарядить на ходу, что доставляет определённые неудобства, у второй модели, такой возможности нет. Отдельные товарищи берут на гонку двое часов, что для меня тоже неприемлемо (чем больше вещей, тем больше вероятность что-нибудь забыть или потерять), а для любителей считать граммы в рюкзаке это вообще должно быть катастрофа. Если же пользоваться функцией UltraTrac, то возможно мы и получим 40 часов работы устройства, но вместе с этим также получаем сферического коня в вакууме в виде неадекватного трека, где расстояние, темп и координаты далеки от реальности.
Минусы перевешивают. В связи с этим UTMB я бежал с обычными электронными часами. Это удобно. Временные лимиты организаторы указывают не от начала старта в часах, а в обычном времени, поэтому нет надобности переделывать его в табличке, как я делал это раньше. Не надо нести зарядное устройство и батарею, не надо терять время, силы и внимание на обслуживание и переживания (о! кажется садится батарейка!)
По фонарям. Так один из топовых фонарей пецл нао стоит абсолютно неадекватных денег. Заявленные характеристики явно завышены, иначе зачем на трассе нужны пункты по замене батарей? Запасной аккумулятор к нему стоит 40% от неадекватной стоимости фонаря.
Мне с головой хватает Fenix HP12 (работает от распространенных аккумуляторов 18650) хватило на обе ночи одного аккума, даёт яркий жёлтый свет, как от автомобильной фары + на подстраховке Fenix HL50 (работает как от CR123A так и АА).  На чем ещё можно сэкономить без потери качества подробно писал в статье Восточный экспресс

Про мелочи.
— Бесплатная парковка в Chamonix находится на въезде в город не заезжая за  ж/д пути, поворот направо.
— Вся информация (брошюра в pdf) по регистрации, параметрах гонки, контакты и прочее доступны после регистрации на сайте гонки в личном профиле в разделе Downloads.
— Выключайте фонари на ПП, вы слепите добровольцев и участников гонки.
— Выбирайте жильё с балконом. На нём хорошо записывать видео.
— Синий складной стаканчик потерял, никто не находил?

Про любовь и её отсутствие

За что я люблю 100мильники?
— За то, что у меня есть 2-е суток +/-, чтобы побыть в одиночестве, вдали от обычной жизни, когда можно поговорить с внутренним я начистоту, узнать о себе то, что скрывается в текущей обыденности, понять свои желания и стремления.
— За время, чтобы договорится с собой, поблагодарить любимых, простить врагов и наметить цели.
— За легальные и бесплатные (прилагаются к гонке) наркотики в виде депривации сна (кстати, к ней (к депривации) тоже происходит привыкание и каждый раз необходимо увеличивать дозу).
— За медитативный транс и за беспечный бег, потому что можно вообще ни о чем не думать (организаторы уже все за тебя продумали).
На UTMB с одиночеством, наркотиками и трансом как-то не срослось.

Про ночь
Каждый раз ночью, на тропе, я чувствую себя как зашоренная лошадь. Теряется чувство пространства, остаётся только время ,  темноту разрывают яркие пятна ПП с их электрическим светом и чашками бульона.

Про «плюсы» и «минусы»
+ Отлично налаженная логистика для сопровождающих
+ Роскошное питание в течение всей гонки. Разнообразие еды впечатляет. Огромное количество выпечки, сыр, колбаса, хлеб, фрукты, сухофрукты, макароны, бульон с вермишелью и без, изотоники, энергетики, вода, кофе, чай, молоко, сахар, соль, наверняка что-то забыл упомянуть
+ Хорошо продуманное оборудование на ПП (организованы тепловые пушки и газовые обогреватели, большое количество раскладушек)
+ Невероятно хороший сервис UTMB Live с помощью которого можно посмотреть не только отметки на пунктах, но и среднюю скорость, предположительное время прибытия на следующий пункт, каким номером ты идёшь на данный момент и т. д.
+ Разметка. Впрочем заблудиться невозможно, визуальный контакт с другими участниками гонки был на протяжении всей трассы.
+ Погода. Если бы не погодный катаклизм толком и вспомнить нечего было бы, а так …  снег был украшением гонки

— Огромное количество участников и болельщиков, мне ни разу не получилось остаться одному
— Простая, незатейливая трасса с большим количеством дорог и ровных троп
— Стартовый пакет*. Майка (это всё, что было в стартовом пакете) хороша, а вот финишерская жилетка мне не понравилась
— Бездушная, обезличенная атмосфера**

*на каком-нибудь каталанском трейле подарки бывают интересней
** По большому счёту все минусы это мои личные глубоко субъективные придирки. Воображение рисовало ресторан, а попал в хорошую, но столовую.

Ну и напоследок небольшой ролик о всей гонке под музыку в стиле RUN.

  • 3
  • 1
  •  
  •  
  •  
  •  

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *